Святой Абгар – первый уверовавший в Христа царь Армении

Святой Абгар - первый уверовавшийСвятой Абгар, первый уверовавший во Христа царь Армении (точнее – из армянской царской династии). В декабре Армянская апостольская церковь поминает Святого Абгара, первого царя, уверовавшего в Иисуса Христа.

Абгар (Авгарь, Авгар) – династическое имя ряда правителей Осроены, небольшого эллинистического государства в Северной Месопотамии со столицей в Эдессе (современная Урфа на юго-востоке Турции).

Абгар V (арм. Աբգար Ե) – царь Осроены в 4 г. до н. э. – 7 г. н. э. и 13–50 гг. н. э., с прозвищем Уккама или Ухомо, то есть “черный”. 15-й представитель осроенской династии Абгаридов, правителей Осроены, со столицей в Эдессе (Малая Азия).

Осроенское царство было основано в 137 году до н. э. и было уничтожено при Каракалле в 216 году. Абгар V известен благодаря своей апокрифической переписке с Иисусом Христом.

Согласно Тациту, принял активное участие в развернувшейся в 49–50 гг. борьбе за престол Парфии, поддержав царя Готарзеса против римского ставленника Мехердата.

Прокопий Кесарийский приводит также предание о длительном пребывании Абгара Уккамы при дворе императора Августа в Риме и рассказывает о хитрости, к которой он прибег, чтобы вернуться на родину.

Именно Абгара Уккама традиция считает первым христианским правителем Осроены, относя тем самым появление христианства в месопотамском регионе к апостольским временам.

С его именем связано несколько древнехристианских апокрифических преданий, из которых наиболее известна “Переписка Авгаря с Иисусом Христом”, первоначальный оригинал которой не сохранился.

Согласно армянскому историку Мовсесу Хоренаци, Абгар был сыном Аршама — сына Арташеса, брата Тиграна II Великого.

В IV веке (около 303 года) Евсевий Кесарийский заявил, что обнаружил в архивах Эдессы сирийский документ, свидетельствующий о переписке его с Иисусом Христом.

Этот рассказ с различными прибавлениями появляется в сирийской рукописи «Doctrina Addaei» или “Учение Аддая апостола” (напечатанной Георгом Филипсом в Лондоне в1876 году) и в различных греческих переделках.

Этот рассказ находится в теснейшей связи с преданием (известно по памятникам, датируемым концом IV — началом V века) об отправлении Спасителем своего нерукотворного образа в Эдессу. С этого образа списывались с IV века многие копии (так называемые Абгарские образа).

Согласно преданию, Абгар Уккама, больной проказой, послал к Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Абгар поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ.

Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Эдессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Абгару одного из Своих учеников.

Получив портрет, Абгар исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Эдессу пошел святой апостол Фаддей, один из апостолов, закончил исцеление Абгара и обратил его в христианство.

Абгар прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Святой образ прославился великими чудесами, и многие христиане из отдаленных стран стали путешествовать в Эдессу для поклонения этой святыне.

Впоследствии Абгар написал несколько писем своему двоюродному брату, армянскому царю Санатруку и другим царям, рассказывая о своем исцелении и призывая их принять христианство. Он скончался через три года после своего обращения и крещения.

Имя Абгара Уккамы вошло в гимнографическую традицию: службы в праздник Перенесения Нерукотворного Образа (16 августа) и в день памяти Cвятого апостола Фаддея (21 августа).

24 августа 2009 года в Армении была введена банкнота номинальной стоимостью в 100 тысяч драмов. На лицевой стороне банкноты изображен фрагмент иконы Мкртума Овнатаняна – образ эдесского царя Абгара V.

На заднем плане лицевой стороны банкноты изображен фрагмент карты, дающий представление о местоположении Эдессы, которая очень близко располагалась к исторической Армении.

На оборотной стороне банкноты изображен элемент древнего холста, ныне хранящегося в Ватикане, повествующего о том, как царь Абгар V обратился к Иисусу Христу.

Святой Абгар
Абгар получает Нерукотворный Образ от апостола Фаддея
Фреска из Армянской часовни Варага Св. Геворг с изображением Абгара держащего Нерукотворный образ.
Абгар V на 100,000-й купюре армянского драма.

Александр Бакулин Риа Новости armenianreligion

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top