Монастырь Ваганаванк – Капан – Армения

Монастырь Ваганаванк - Капан - АрменияМонастырь Ваганаванк – Վահանվանք – также Ваанаванк (дословно – монастырь Ваана). Монастырь в 7 км к западу от города Капан Сюникского марза, на правом берегу реки Охчи, вблизи древней крепости Багаберд.

Ваганаванкский монастырь был построен в 911 году младшим сыном князя Дзагика Вааном. Был религиозным центром Сюникского княжествa. Старейшее здание комплекса — Церковь Святого Григория Просветителя. Это куполообразное здание, имеющее несколько древних надписей.

Позднее, в западной части монастыря князь Ваан пристроил арочный вестибюль и портик. Портик тянется с юга на север к притвору. X—XI веками датируются хачкары, надписи, захоронения и прочие постройки на территории монастыря. Ваганаванк является усыпальницей царей и князей Сюникского царства (Бахк).

******************
Развалины Ваанаванка давно привлекали внимание ученых, но предметом серьезного исследования стали с 1966 года, когда по инициативе и средствами Общества по охране исторических памятников Армении археологическая экспедиция Института археологии и этнографии АН Армянской ССР приступила к раскопкам этого комплекса. Первые письменные сведения о возведении Ваанаванка сохранились в книге историка XIII столетия Степаноса Орбеляна.

По словам Ст. Орбеляна, первый настоятель новой братии Ваан построил сей монастырь «по весьма красивому замыслу, с куполом и тремя приделами, с большими обтесанными камнями».

После завершения строительства Ваан пригласил к себе более ста монахов и основал монастырскую братию и примонастырскую школу. Ваанаванк таким образом постепенно становится «городом многолюдным».

Среди построек особенно примечателен притвор с тремя подпружными арками, считающийся одним из оригинальных сооружений средневековой Армении.

Своеобразные орнаменты облицовочных камней, узоры огромных карнизов, разновидные капители арок и другие архитектурные детали дают основание полагать, что в первой половине X в. сюникские мастера подняли строительное искусство на новую ступень.

Ваанаванк продолжает бурно развиваться во второй половине XI в. В 1046 году монастырь был основательно перестроен сюникским царь Смбатом и его братом Григором I, сыновьями великого князя и спарапета Сюника Ашота.

Супруга царя Григора I, дочь агванского царя Шаандухт II (ум. в 1116 году) со своей младшей сестрой княжной Катой, в 1086 году построили к церкви Святого Григория Просветителя вестибюль и южный вход монастыря, а также двухэтажную церковь имени Святой Богородицы, западный притвор и другие примонастырские сооружения.

Ваанаванк приобретает известность и тем, что становится усыпальницей царей и местных феодалов. По свидетельству Ст. Орбеляна, во дворе монастыря были похоронены «многие цари и царицы, агванские и багские и прославленные князья сюникской земли».

******************************************
P.S. Кстати, обратите внимание на это слово – “багские”. Очень уж оно похоже на слово “баскские” Т.е. можно предположить, что это является ещё одним доказательством происхождения испанских басков из Армении, в частности из Сюника . . .?
**************************************************

По его сведениям, при набеге сельджуков на город Капан у стен крепости Багаберд вероломно был убит сюникский царь Сенекерим. Услышав эту печальную весть, «пришли высокочтимые князья и сыновья его, скорбили об утрате и, взяв его тело, отнесли в святую обитель Ваана и там положили в склеп, рядом с другими царями».

Данные раскопок дают основание полагать, что во дворе монастыря Ваанаванк захоронены сыновья Сенекерима, а также цари Смбат II и Григор I (ум. в 1072 году). Обнаружены также могильные плиты царя Васака (ум. в 1051 году), матери царя Сенекерима — княгини Софи (ум. в 1081 году) и других представителей царской династии.

Во время раскопок были обнаружены надписи с их именами. Одна из них высечена на хачкаре и гласит: «Григора и Смпатика вспомни Христос бог». Ст. Орбелян указывает, что «их не было в живых еще до взятия крепости Багаберд. в 615 (1166) году».

О падении сюникского царства историк упоминает и в другом своем произведении, дошедшем до нас позже «Скорби об Эчмиадзине», написанном в 1299 году по просьбе известного армянского поэта и мыслителя Хачатура Кечареци. Он пишет (дословный перевод):

«… Царь последний Сенекерим
И Григорий его же сын…
И разгромили это царство
Во времена Елтыкуза
Нация инородная, персидская,
Которая огнем смела мир
В шестьсот пятнадцатом году нашей эры….»

В притворе двухэтажной церкви царицы Шаандухт при очистительных работах было также найдено семь осколков мемориальной надписи агванского католикоса Степаноса. Сопоставлением частей камней удалось восстановить прежний вид этой весьма интересной и ценной в палеографическом отношении надписи, которая выглядела следующим образом.

«Я, владыка Степанос, католикос агванский, притесненный тачиками (т. е. сельджуками), пришел и нашел свой покой в притворе церкви, построенной царицей Шаандухт и ее сестрой Катой. И удостоил меня бог… верхним этажам и лаврам. Да сохранит бог нашего царя с его сыновьями по воле своей. Аминь».

В 1969 г. было обнаружено множество надписей, часть которых непосредственно относится к родословию местных феодальных домов. Рядом с надгробной плитой Ваана Первостроителя была найдена другая каменная плита с надписью в три строки: «Ката—дочь Ашота», великого сюникского князя Ашота, который в царствование Васака Первого занимал высокую должность спарапета, т. е. главнокомандующего войсками Сюника.

В смысле находок новых эпиграфических надписей особенно значительным был 1970 год. При очистке колонного зала большого храма у южного входа церкви Григория Просветителя были обнаружены четыре надгробные плиты, на которых крупными буквами «еркатагир» высечены надписи в одну строку. На одной из этих плит написано: Динар.

Могила расположена на самом видном месте, первой у входа в церковь, поэтому было высказано предположение, что Динар происходила из знатного княжеского рода Агванка. Дальнейшие изыскания дали возможность сделать некоторые выводы о личности Динар.

Оказывается Динар—это агванская царица, супруга царя АтрнерсеЬа. О ней много сведений сохранилось в грузинских средневековых источниках. Автор XI в. Аноним в своем произведении «Матиане Картлиса», описывая события X—XI вв., указывает, что Динар была царицей Агванка, сестрой князя Гургена (896—941), который, по мнению Н. Адонца, был князем князей Ачары и Куэлы (область нынешней Ахалцихи), названных в средневековых источниках Самцхе или же Месхет. Динар происходила из Багратидов, была праправнучкой Ашота Курапалата.

Как уже упоминалось, царь Смбат II со своим братом Григором возобновили монастырские сооружения Ваанаванка. В это время Григор занимал должность великого князя Сюника и покровительствовал строительным работам. Имя Григора, уже с царским титулом, встречается в надписи 1086 г., высеченной на южной стене двухэтажной церкви св. Богородицы.

В рукописных источниках о Григоре впервые упоминается в 1019 г., в грамоте сюникского царя Васака I, где он со своим старшим братом Смбатом предстаьляется свидетелем: « И я Григор—сын князя князей Ашота—являюсь свидетелем сих указов моего дяди, увенчанного богом, царя Васака…»—гласит текст грамоты, помещенной в «Истории» Ст. Орбеляна.

О нем также упоминается в дарственной грамоте царя Сенекерима в 1085 г. Нет сомнения, что найденная плита поставлена на могиле сюникского царя Григора I, так как он похоронен рядом со своим отцом— Ашотом, на могиле которого также высечено крупными буквами Ашотик.

Ашот, как отмечалось, был великим князем и спарапетом Сюника при царе Васак е I, умершем без наследника. Единственная дочь Васака знаменитая Катрамидэ давно была замужем за багратидского царя Гагика I и усердно покровительствовала строительству духовных очагов.

Учитывая благоприятные обстоятельства в политической жизни страны, великий князь Ашот объявил царем Сюника своего старшего сына Смбата , пригласив на его коронацию всех знаменитых вельмож.

Таким образом, новыми данными подтверждается сообщение Ст.Орбеляна о том, что царский трон Сюника перешел в руки другой княжеской ветви, именуемой себя старшими Ашотидами.

Имя Ашот в надписях Ваанаванка упоминается в ласкательной форме—с уменьшительным армянским суффиксом. Такая форма личных имен не составляет исключения и часто встречается не только в эпиграфических надписях, но и в средневековых письменных источниках, чаще всего у историков Ованнеса Драсханакертци, Мовсеса Каланкатуаци и Степаноса Орбеляна .

На протяжении раскопок в монастыре Ваанаванк археологической экспедицией были обнаружены ценные по своему содержанию надписи, датированные 957, 966, 997, 1081, 1095, 1317 годами.

Вышеизложенное показывает, что открытые раскопками Ваанаванка надписи представляют большой исторический интерес, так как проливают свет на некоторые стороны средневекового Сюника, дополняют и уточняют родословию сюникских и агванских царей и князей. Наконец, найденные надписи несколько дополняют сведения Ст. Орбеляна и подтверждают достоверность его известного исторического сочинения.

В настоящее время комплекс Ваанаванк состоит из следующих сооружений.

В настоящее время комплекс Ваанаванк (фото 1 – в горах Сюника) состоит из следующих сооружений.

1. Главный храм (911 г.) – церковь Григория Просветителя, его западный с тремя несущими арками притвор с оригинальными орнаментами на карнизах (фото 2, 3 и 4 – современный, реставрированный вид Ваганаванка).

2. Колонный зал (усыпальница), площадью 140 кв. м, в виде прямоугольника (фото 5)

3. Развалины стенбольшой трапезной к югу от храма.

4. Полуразрушенная двухэтажная церковь св. Богородицы с притвором, построенная царицей Сюника Шаандухт (1086 г.).

5. Средневековое примонастырское кладбище с хачкарами и надгробными плитами, большая часть которых засыпана землей.

6. Развалины стен жилых домов поселения и другие остатки коммунальных сооружений.

Александр Бакулин

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top